Семья Рерихов (художник, философ и путешественник
Николай и его жена
Елена, писательница и духовная подвижница) сыграла ключевую роль в адаптации и распространении идеи Шамбалы для западного и русского мира.
Николай Рерих создал цикл картин, посвящённых Шамбале и её легендам («Приказ Ригден-Джапо», «Шамбала идёт», «Твердыня Тибета» и многие другие). Его полотна визуализировали этот миф, сделав его доступным и мощным.
Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов (1923-1928) имела, помимо научных, и духовные цели. Они искали следы и знаки, связанные с миграцией древних народов и, как многие считают, с путями к Шамбале. Маршрут пролегал через Алтай, Монголию, Тибет.
Алтай — «колыбель народов» и «врата в Шамбалу»Алтай исторически — место встречи культур, «колыбель народов». Для Рерихов он был живым музеем древности, где сохранились следы скифов, тюрков, монголов, русских старообрядцев. Эта духовная насыщенность делала его «местом силы».
- В представлении Рерихов Алтай был не географической окраиной, а духовным центром, ключом к пониманию миграций, ведущих к Гималаям и Тибету — предполагаемому местоположению Шамбалы. Таким образом, Алтай — это «преддверие», «врата» на пути к священной стране.
- Белуха — священная гора: Вершина Белуха (Уч-Сумер, Кадын-Бажы) стала для Рерихов и их последователей главной алтайской точкой, связанной с Шамбалой. Считалось, что под Белухой или в её энергетическом поле находится вход в скрытую страну. Она — «двуглавая вершина» с горой Меру (осью мира) и символ чистоты и духовного восхождения.